Версия для слабовидящих
МБДОУ "Детский сад № 29"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 29"
Руководитель: Горчикова Ирина Викторовна
Адрес: 603053 город Нижний Новгород, улица Мельникова дом 20
Телефон: 253-53-35
Меню
Госуслуги

Уважаемые гости!  Вы зашли на страничку музыкального руководителя детского сада! Если Вам интересна эта тема, я рада приветствовать Вас!    
Музыкальные педагоги существуют не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У них другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКОЙ УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕТЯМ и, делать их жизнь лучше и счастливее! Это и есть наша главная и единственная цель, а, может быть, даже МИСС
ИЯ.

 

Музыкальный руководитель
 
Тюрина Любовь Викторовна

Образование: среднее специальное

Дзержинское музыкальное училище

Квалификационная категория - первая

Стаж педагогической работы 38 лет


Шпилевская Юлия Владимировна,  

Образование: среднее специальное,

Арзамасское музыкальное училище

Квалификационная категория - СЗД 

Стаж педагогической работы 7 лет 


Правила поведения гостей на праздничных мероприятиях!

Уважаемые гости, мы рады видеть Вас на мероприятиях, проводимых в нашем образовательном учреждении.
Убедительно просим Вас:
1. Прийти за 10 минут до начала мероприятия.
2. Снять верхнюю одежду (куртки, шапки), переобуться в сменную обувь. 
3. Не брать на мероприятие маленьких детей (во избежание испуга)
4. Выключить мобильный телефон
5. Во время мероприятия соблюдать тишину.
6. Отблагодарить «маленьких артистов» аплодисментами.
Благодарим за внимание!

Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – ведущие задачи педагогов детского сада.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого-педагогических особенностей и закономерностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность  музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна.  Это  прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение:

1. регулярных занятий - практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп;

2. консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально - дидактических игр;

3.  вечеров досуга и развлечений

4. праздничных утренников;

5. музыкально - дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной  жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)

Очень важен контакт музыканта - педагога  с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.

Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.

В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии  обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на  данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической   деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует).

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве  самостоятельной  деятельности  детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной  зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное  развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

«Роль и место музыки в повседневной жизни детского сада».  Консультация для педагогов ДОУ и родителей

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального восприятия детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка. Становления его личности.

Традиционно в ДОУ принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.

При таком подходе музыка в повседневной жизни ДОУ объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне проведения НОД (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.) .

Если НОД является основной формой учебной деятельности в ДОУ и образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становятся косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным развитием детей.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни ДОУ предусматривает два вида руководства со стороны педагога: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога; при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующего определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в дошкольном учреждении и в семье.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни ДОУ. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно – ролевой игре и упражнениях автодидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей – воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню «Падают листья» композитора М. Красева. Подобное происходит тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонирует, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на ДМИ.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на металлофоне. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на ногу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колыбельную для куклы».

Эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, играть на детских музыкальных инструментах во время проведения НОД и в самостоятельной деятельности.

Руководство педагога должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого, бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог должен заботиться о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В ДОУ.

Игра, направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

« Сбрось усталость» ( 5 лет)

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом,помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их к коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад…По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: « Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё»

«Бабушка Маланья»( 5 лет)

Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.

Слова: « У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей ( движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На неё глядели и делали вот так...( повторяют за  «Маланьей» любое смешное движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать,сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

«Король» (5 лет)

Подготовка: Ведущий спрашивает: « Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие приемущества получает король? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королём. Не навсегда, конечно, а только на время игры.»

Содержание: Один из детей становится королём. В се остальные становятся слугами и должны делать всё, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но он может позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись, подавали питьё и т. д.

 

Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

« Маленькое привидение» (5 лет)

Содержание: Взрослый говорит: « Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений .Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение( взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук « У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко .Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить» Затем взрослый хлопает в ладоши.

 

Игра на развитие навыков волевой регуляции.

«Замри» ( 5 лет)

Содержание: Дети прыгают в такт музыки( ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор пока останется лишь один участник.

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния

«Зеркало» ( 5 лет)

Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

 

Игра направленная на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

« Хор животных» ( 6-7 лет)

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: « Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям( родители, педагоги) поющими как котята: « Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: « Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

«Радио» (5 лет)

Содержание:Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок( подробно описывает кого-нибудь из группы участников- цвет волос, глаз. Рост. Одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

« Цифры»

Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: « Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.

 

Игра для создания положительного настроя и доброжелательное отношение друг  к другу.

«Колпачки» ( 6лет)

Содержание:Ведущий раздаёт участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу ( по желанию0 и при этом говорить: « Здравствуйте», отвечать при приёме колпачка «Мне очень приятно», руками колпачки трогать запрещается.

 

Игра для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

« Передай сигнал» ( 5 лет)

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо,разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

«Солнышко» ( 5лет)

Содержание: Ведущий ( взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.


«Комплименты»( 5 лет)

Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик( сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».





Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом РФ № 152-ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 г.