Версия для слабовидящих
МБДОУ "Детский сад № 230"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 230"
Руководитель: Запевалова Елена Валентиновна
Адрес: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д 16а
Телефон: (831)434-20-70
Меню
Госуслуги

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность 

1.2. Направленность, педагогическая целесообразность, новизна

1.3. Основные цели и задачи реализации программы

1.4  Принципы и подходы к формированию программы

1.5 Методическое обеспечение  программы

1.6Связь с другими образовательными  областями

1.7  Характеристика особенностей развития детей 4 – 7 лет

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.Формы и методы работы по реализации основных задач программы

1.1 Виды и структура  НОД

1.2 Основные педагогические принципы

1.3 Методы обучения

1.4 Методические рекомендации к организации  НОД

1.5 Методика обучения

1.6 Практическая значимость   НОД

1.7 Основные  разделы программы

2. Содержание образовательной деятельности

2.1Учебно-тематический план  для детей от 4 -5 лет

2.2 Содержание программы для детей от 4 -  5 лет

2. 3 Учебно-тематический план  детей от 5- 6 лет

2.4 Содержание программы  для  детей от 5 - 6 лет

2.5 Учебно-тематический план  детей от 6- 7 лет

2.6 Содержание учебной программы  детей от 6 - 7 лет

IЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная   записка

 

Возможно, самое  лучшее, самое  совершенное  и  радостное,

что  есть  в  жизни – это   свободное  движение  под  музыку.

 И  научиться  этому  можно  у  ребенка.

А.И.Буренина.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность.

Актуальность данной Программы  характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей  растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. В «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

 Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности.  Непосредственно образовательная деятельность по  хореографии приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку, совершенствует  детей физически, крепляют их здоровье. Организация НОД по хореографии способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру, хорошо снимает напряжение, активизирует внимание, усиливает эмоциональную реакцию и, в целом, повышает  жизненный тонус детей. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.

Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от педагогов дошкольного учреждения реализации следующих задач:

- охраны жизни и укрепления здоровья детей;

- всестороннего развития психических и физических  качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

-сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

- формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел «Ритмические движения» является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.

Программа  по хореографии  «Первые шаги» (далее Программа) разработана для развития танцевального творчества  детей  дошкольного  возраста 4 – 7 лет   на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  для детей дошкольного возраста; танцевально-игровой «Ритмической мозаики» Бурениной А.И., гимнастики «Са-Фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г.,  «Танцевальной ритмики для детей» Т.И.Суворовой.

Программа разработана в соответствии  с требованиями: 

-         «Закона РФ об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

-         Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

-         Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

-         Санитарно – эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.

-         Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».

Программа «Первые шаги»  ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных и  имеет художественно-эстетическую направленность, способствует развитию художественно-эстетического вкуса, хореографических способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, развития образного мышления, а так же направлена  на развитие всесторонней, гармонической личности.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев, партерной гимнастики.  

Особенность данной программы - комплексное обучение детей различным направлениям в хореографии, позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности.

Педагогическая целесообразность программы    (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому  воспитаннику) определена тем, что ориентирует детей на приобщение  к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную  память. 

Систематическое проведениеНОД по хореографии   воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.   Работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

         Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм,  слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат  основам этикета и грамотной  манеры поведения  в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

 На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

Новизна программы  основана на  совокупности  используемых хореографических упражнений,  элементов танцевально-ритмической гимнастики, упражнений партерного   гимнастики, музыкально – подвижных игр  с  целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма.

       Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста. Ее отличительными особенностями является - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть  непосредственно образовательной деятельности.

От 50 до 70% времени  НОД отводится выразительности и пластике движений и жестов в танцах. С целью профилактики различных нарушений осанки, широко используются упражнения, способствующие укреплению мышц, участвующих в удержании позвоночника в положении правильной осанки, выполняемые из исходных положений лежа, сидя, стоя в упоре на коленях и т. д., упражнения корригирующего характера. Применяются упражнения, направленные на снятие мышечного и психологического торможения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Приобщение  детей к танцевальному искусству,  содействиевсестороннему гармоничному развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие  музыкальности:

-развитие  способности  воспринимать  музыку, то  есть  чувствовать  ее  настроение  и  характер, понимать  ее  содержание;

 - развитие  специальных  музыкальных  способностей: музыкального  слуха  (мелодического, гармонического, тембрового), чувства  ритма;

- развитие  музыкального  кругозора  и  познавательного  интереса  к  искусству  звуков;

развитие  музыкальной  памяти.

2. Развитие  двигательных  качеств  и  умений:

- развитие  ловкости, точности, координации  движений;

- развитие  гибкости  и  пластичности

- воспитание  выносливости, развитие  силы;

- формирование  правильной  осанки,  красивой  походки;

- развитие  умения  ориентироваться  в  пространстве;

- обогащение  двигательного  опыта  разнообразными  видами  движений.

3. Развитие  творческих  способностей, потребности  самовыражения  в  движениипод  музыку:

- развитие  творческого  воображения  и  фантазии;

- развитие  способности  к  импровизации: в  движении, в  изобразительной  деятельности, в  слове.

4. Развитие  и  тренировка  психических  процессов:

- развитие  эмоциональной  сферы  и  умения  выражать  эмоции  в  мимике  и      пантомиме;

- тренировка  подвижности (лабильности)  нервных  процессов;

- развитие  восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие  нравственно – коммуникативных  качеств  личности:

- воспитание  умения  сопереживать  другим  людям  и  животным; - воспитание  умения  вести  себя  в  группе  во  время  движения,

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Для реализации   перечисленных задач необходимо выполнение следующих условий:

·                   мотивации детей к активности в музыкально – ритмической деятельности  (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку);

·                    партнёрских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей;

·                    использования лучших образцов музыкально – ритмического репертуара на основе народной, классической, высокохудожественной детской современной музыки.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

üпринцип позитивного отношения детей к хореографическому искусству, которое вызывает радостное чувство успеха, движения вперёд, развития творческих способностей, что предопределяет необходимость интересно, насыщенно строить занятия;

üпсихологической комфортности (создаётся образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживание радости, чувство удовлетворения, увлечённости деятельностью);

üпринцип деятельности (дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного  чувственного опыта, преодоление посильных затруднений в выполнении музыкально – ритмических упражнений);

üпринцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

ü целостность (новые знания (в т. ч. и о музыке, танцах)раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;

üпринцип творчества (обеспечение возможности для каждого ребёнка приобретения собственного опыта творческой  деятельности);

üинтеграция образовательных областей (музыкально – ритмическая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

«Социально-коммуникативное

развитие»

«Социализация»

«Безопасность»

Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде  искусства;  развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности по хореографии

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей в области хореографического искусства; воспитание   вкуса ребёнка и обогащение  его разнообразными музыкальными впечатлениями,  формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развитие  способности к самостоятельному творческому самовыражению.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии: выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.

«Художественно-эстетическое

развитие»

Художественное творчество

Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку  в пространстве,  воспитать художественный вкус, интересы.

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления  эмоционального восприятия художественных произведений

«Физическое развитие»

Развитие физических  качеств   в хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Основными видами деятельности  являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность детей предусматривает освоение   Программы по хореографии  «Первые шаги» через рассказ педагога, беседу, просмотр видеофильмов и презентаций.

 Репродуктивная деятельность детей  направлена на овладение  умений и навыков хореографических элементов и танцев.

Творческая деятельность   детей предполагает  самостоятельную или почти самостоятельную  работу, направлена на развитие творческих способностей детей.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  4 – 7 ЛЕТ

Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.

В дошкольном детстве ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям и видам деятельности. У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

Характеристика возрастных особенностей  детей 4 – 5  лет.

Дети 4-5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке.Значительно укрепляется двигательный аппарат.

Для детей 4-5 лет характерен направленный интерес к музыкальной и танцевальной деятельности, что проявляется в элементарных эстетических оценках. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

У детей возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке.

Ощущение ритма проявляется в более точных и скоординированных действиях (движение под музыку, импровизация), в реакциях на смену частей музыки, в понимании пауз.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для

импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

 

Характеристика возрастных особенностей  детей   5 – 6   лет.

 

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках, появляется   особая грация, лёгкость и изящество. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми  более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и  некоторые классические произведения.

Наблюдаются отличия в движениях  мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.

Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

 Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

 

Характеристика возрастных особенностей  детей  6 - 7   лет.

У детей подготовительной группы совершенствуются навыки выполнения разнообразных видов движений: появляется координация в движениях рук и ног, более ритмичными становятся ходьба, бег, прыжки, различные виды сложных циклических движений (шаг польки, переменный шаг и др.). Развитие воображения и фантазии способствует более выразительному и осмысленному выполнению образно – игровых движений. Дети способны запоминать достаточно большой объём  различных движений и перестроений, что способствует расширению исполняемого репертуара. Дети  становятся более  изобретательны в импровизации движений под музыку. Зрительно – моторная  координация девочек более совершенна.

Различия в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у девочек и мальчиков становятся более отчётливыми. Девочки любят исполнять лирические танцы. Движения у них более  плавные, мягкие, изящные.

У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают маршеобразные, чёткие ритмы.

Возрастные особенности детей позволяют   чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнения движения.    

  Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений  между  партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает   детям  как  можно больше условий для самостоятельного творчества

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ВИДЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИИ

1.Обучающая.

Во время проведения данного вида непосредственно образовательной деятельности  детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений или танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.

2.Закрепляющая.

Предполагает  повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование-игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

3. Итоговая.

Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

4.Импровизационная.

В данной непосредственно образовательной деятельности  дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют простые танцевальные комбинации на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные).

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях

 

СТРУКТУРА  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура  непосредственно образовательной деятельности    по  хореографии – общепринятая.   Она состоит  из  трёх  частей: подготовительной, основной  и  заключительной. Каждый вид НОД – это  единое  целое, где  все  элементы  тесно  взаимосвязаны  друг  с  другом.

I подготовительная  часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II основная часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III заключительная часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.

Непосредственно образовательная деятельность   организована в соответствии   с  педагогическими  принципами  и  по  своему  содержанию  соответствует  возрастным  особенностям  и  физическим  возможностям  детей, которые   позволяют ребенку   не  только  в   увлекательной   и   игровой   форме  войти  в  мир музыки  и  танца, но  и  развивают  умственные  и  физические  способности, а  также  способствуют   социальной   адаптации   ребенка.

ОСНОВНЫЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НОД

1.Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим «отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты

2.Систематичность. Организация НОД происходит регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.

3.Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.

4.Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и использование различных шапочек и спортивного инвентаря.

5.Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.

6.Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных занятиях и в домашних условиях.

7.Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей  такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.  Данный метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка

Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.

Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.

Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденому,  но с усложнением.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ  НОД

Чтобы учебный процесс у  детей  4-7  лет  был эффективным, во время проведения непосредственно образовательной деятельности   по   хореографии, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровые  упражнения, имитационные  движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и  помогают полнее и всестороннее  решить   поставленные   задачи.

 Комплексы   игровых   упражнений  включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.

В  работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной  насыщенностью   образа,    включаются   в НОД  имитационные  движения, которые  очень  ценны  для  дошкольного  возраста.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4  занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Первостепенную  роль  в непосредственно образовательной деятельности

по  хореографии  играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные  произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают  у  детей  фантазию  и  воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

 Во время проведения НОД  должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на  занятиях, без которой невозможно становление и развитие творчества

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-дансе». – С.Пб. «Детство-пресс». 2000.

2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.

3.Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.

4.Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Праздник  каждый  день»

«Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.

5.Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Этот  удивительный  ритм»

«Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.

6.Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие с страну «Хореография»».- В кн.: Фольклор. Музыка. Театр.- театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С И . Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7.Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией.  – М., 2009.

8.Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие для студентов учреждениях среднего профессионального образования.  Владос.  2008г.

9.Васильева-Рождественская Н.В. Историко-бытовой танец. – М., 2011.

10.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. – СПб., 2010

11.Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М., 2012

12.Барышникова Т.К. Азбука хореографий. – СПб., 2009

13. Пряхина О.В. Программа «Пластика движений».- В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2.- 2-е изд.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

14. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.

15.Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.

16.Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

17.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

18.Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.

19.Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание  и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.

20.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.

21.Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.

22.Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.

 


 

 





Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом РФ № 152-ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 г.