Версия для слабовидящих
МБДОУ "Детский сад №126"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "126"
Руководитель: Шарыгина Анастасия Вячеславовна
Адрес: 603070, г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Сергея Есенина, д.15
Телефон: (831)247-46-10
Меню
Госуслуги

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Понятие «ритм» рассматривается с различных сторон в  психолого-педагогической,  в философской,  в художественной и в медицинской литературе. Ведь основы ритма заложены в органической деятельности: сердцебиение, дыхание и др. процессы ритмичны. Также естественный ритм наблюдается и инстинктивных действиях,  и привычных формах поведения (ходьба, работа, речь и т.д.). Смена времен года, дня и ночи все это и много другое подчинено определенному ритму. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль ритмических способностей. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы, влияет на становление   просодической стороны речи.

Ритм также является  эстетической сущностью.  Ведь ритм - один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков.

Но что же такое «ритм»?

Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве, как говорилось ранее. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени.

Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.

Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.

Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на   основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.

Существует также понятие  «музыкально-ритмическое чувство».

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением, ведь ритм упорядоченная организация.

Ритмическая способность формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет.

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

В основе системы работы по развитию ритмической способности лежат данные генезиса чувства ритма (Тарасова К.В., 1988), согласно которым усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в следующей последовательности: воспитание темпа - развитие метрических отношений -  усвоение ритмического рисунка. Каждый из этих структурных компонентов ритма имеет свою систему эталонов.

К основным эталонам темпа (скорости следования звуков) относят медленный, умеренный и быстрый темпы; метра - простые двух-, трех- и четырехдольный размеры. Эталоны ритмического рисунка имеют простую или сложную структуру: простые ритмы состоят из равных длительностей, сложные - из неравных ритмических единиц. К сложным относят «квадратные» ритмические рисунки с четной суммой длительностей (ритм суммирования, дробления, пунктирный ритм) и «неквадратные» ритмы с нечетной суммой длительностей (ритм качания).

                                                            Материал подготовлен музыкальным руководителем О.Б.Ганиной


Рекомендации родителям по теме:«Особенности леворукого ребенка»

1. У детей «рукость» формируется к 4-5 годам, до этого времени предпочтение руки неустойчиво!

2. Переучивание детей чрезвычайно опасно для их здоровья!

Нарушение баланса полушарий (угнетение функции правого) вследствие переучивания приводит к негативным изменениям психической деятельности: заиканию, писчему спазму и другим невротическим реакциям! Подобные реакции могут проявиться значительно позже после переучивания!

3. Предлагайте ребенку специальные предметы, разработанные для левшей: ножницы, ручку, мышку.

4. Членам семьи леворукого ребенка и педагогам необходимо соблюдать единую тактику в отношении развития и воспитания.

5. У левшей слабые адаптивные механизмы и значительная истощаемость нервной системы, все навыки они получают через эмоции!

У леворуких детей часто бывают эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. За счет поглощения большого количества энергии идет истощение основных структур головного мозга, ослабляется иммунная система ребенка. Поэтому необходимо проводить мероприятия по охране нервно-психисческого здоровья: четко организуем режим дня, дозируем нагрузки. Помимо учебной деятельности, необходимы ежедневные занятия на развитие творческих способностей, причем такими, чтобы у них были заняты обе руки. Это могут быть занятия музыкой, танцами, лепкой, бисероплетением (для девочек), конструированием (для мальчиков). Из спортивных полезны занятия карате, ушу и плаванием. Хорошо кататься на велосипеде, самокате, роликах. Правополушарные дети должны больше печатать на клавиатуре, нежели писать.

6. Функциональная особенность левшей – сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить!

Если идет опрос, ребенка левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос. Леворукие дети медленнее обрабатывают материал, который получает по слуховымканалам, но быстрее воспринимают наглядные зрительные примеры. Таким детям нельзя объяснять громким голосом в нарастающем темпе. Для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, выставляя зрительные опоры.

7. У левшей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности»!

Используем маркеры (браслеты, повязки) при изучении правой и левой сторон тела. Частота зеркального отражения у леворуких детей составляет 85%. Снижение проявления зеркальности и полное исчезновение её наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан, как правило, с функциональной недостаточностью мозолистого тела, а к этому возрасту заканчивается его формирование.

8. При объяснении обращаться к целостности восприятия!

При обучении чтению необходимо использовать методику глобального чтения, когда слово не разбирается по буквам и слогам, а воспринимается целиком (с помощью картинок с подписями).

9. При обучении детей письму вводите дополнительные пометки!

Начало строки отмечается звездочкой *, направление письма обозначено стрелкой =>, написание букв сопровождается вспомогательными знаками: точка – начало письма, стрелка – направление письма, упрощено написание некоторых букв и соединений, работа проводится в широкой строке.

10. При объяснении написания новой буквы используйте как традиционные, так и нетрадиционные приемы!

Показ процесса написания и объяснение способов написания, списывание с образца и др., нетрадиционные – написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объёмными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в сознании за счёт тактильных ощущений и кинестетической памяти, заштриховывание "толстой" буквы, обведенной по шаблону. Учить писать буквы и цифры левшу лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры.

11. Если у ребенка хорошо развита моторика и правой и левой руки, он может кушать любой рукой, но нужно договориться с ребенком, что он должен держать ручку только в одной руке. Формировать навык письма лучше одной рукой. Нужно выбрать одну руку!

12. Леворуким трудно даются автоматические навыки, поэтому требуется гораздо больше тренировочных упражнений для формирования техники письма!

13. Сажайте леворукого ребенка за стол слева от праворукого ребенка или двух леворуких за один рабочий стол!

14. Оптимально располагайте учебные принадлежности на рабочем столе!

Они должны находиться с правой стороны от ребенка, т.к. по мере заполнения страницы в процессе письма тетрадь леворукого ребенка перемещается вверх, влево.

Рекомендации по формированию навыка письма у леворуких детей

Руки левшей и леворуких детей должны лежать во время письма так, чтобы локоть левой немного выступал за край стола, а сама рука свободно двигалась по столу. Парта должна находиться в крайнем правом ряду, чтобы доска оказалась слева от ребенка. Сидеть ему лучше за левой половиной стола. Правый нижний угол тетради направлен к середине груди. Левую сторону листа стоит промаркировать карандашом для лучшего ориентирования в плоскости листа.

Когда формируются навыки письма, нужно следить за положением правой руки – нельзя позволять ей опускаться с плоскости стола, она должна придерживать лист. Кисть левой руки обращена к плоскости стола, опираясь на него ногтевыми фалангами мизинца, безымянного пальца и нижней частью ладони. Ручка лежит на ногтевой части среднего пальца, придерживается ногтевыми фалангами большого и указательного пальцев на расстоянии 1,5–2 см от листа. Кисть левой руки находится над строкой. Этот способ хорош при списывании с образца, ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.

Левши часто не могут удерживать правильный наклон букв. Не стоит усердствовать в этом вопросе, поскольку ребенку тяжело контролировать несколько процессов одновременно: правильно выписывать буквы, правильно писать слова, да еще и следить за каллиграфией. 
Очень часто левши и леворукие дети путают сходные по написанию буквы. Необходимо заниматься дома с такими детьми по специальным прописям для левшей, где много заданий с дополнительными опорами – рисование по точкам, по стрелкам.

Даже выбор ручки является важным моментом для левшей и леворуких детей. Наиболее известная и апробированная на московских школьниках ручка для левшей – фирмы «Стабило». Она толстая, имеет изогнутую форму, на корпусе написана буковка L. Особенность ручки еще и в том, что стержень внутри нее гелевый, он не будет писать, если левша будет держать ручку неправильно – не под нужным углом. При обучении левшей стоит отступить от традиционных требований и разрешить им пользоваться гелевой ручкой. Учителю стоит подумать над тем, что мнимая грязь, создаваемая на обратной стороне тонкого листа (от геля) – ничто по сравнению с множеством помарок и описок, которые обязательно будут возникать при использовании обычных шариковых ручек.

Можно использовать вместо тетрадей линованные альбомы с толстыми страницами (родители линуют их как тетрадь самостоятельно) или же разрешать ребенку писать на одной стороне листа.  Можно предложить ребенку дома писать особенной ручкой, а в группе, классе– обычной или использовать шариковую ручку с толстым корпусом (диаметр не меньше 0,7–1 см) и легко пишущим стержнем.

                                                                 /Материал подготовлен педагогом – психологом Осьминушкиной З.И./





Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом РФ № 152-ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 г.